Китайский календарь
Восточный календарь вот уже несколько тысячелетий с успехом используется не только в Китае, но и в Кампучии, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии и прочих странах Азии. Начало отсчета в таком календаре идет от даты начала восхождения на царство ставшего легендой императора Хуан Ди, автора трактата "Хуан Ди Нэй Цзин Су Вэнь Лин Шу", датирующегося 8 марта 2637 г до н.э.
Восточный календарь можно представить в виде циклической системы с 60-летним циклом. В его основе заложены астрономические циклы Земли, Солнца, Луны, Сатурна и Юпитера. Основным в этих циклах является 12-летний цикл Юпитера. Древние японцы и китайцы верили, что движение Юпитера в норме способно принести добродетели и блага. Для создания календаря народы Азии разделили путь Юпитера на двенадцать одинаково равных частей. Каждой части было дано имя определенного животного. Именно так и был создан солнечно-юпитерный календарь с 12-летним циклом.
По легенде Будда пригласил всех животных на празднование первого Нового года, однако на праздник решили явиться только двенадцать из них:
- Крыса (Мышь)
- Вол (Бык)
- Тигр
- Кролик (Заяц)
- Дракон
- Змея
- Лошадь
- Овца (Баран)
- Обезьяна
- Петух
- Собака
- Свинья (Кабан)
Будда решил, что каждый год в календаре должен носить название определенного животного из числа тех, кто явился на праздник, тогда каждый человек, рожденный в тот или иной год, сможет унаследовать как хорошие, так и плохие черты характера соответствующего представителя животного мира, в год которого он был рожден.
В течение шестидесяти лет Юпитер совершает вокруг Солнца пять оборотов. В китайской натурфилософии цифра пять отождествлялась с символом пяти элементов природы - огня, земли, воды, дерева и металла (золото). Каждому элементу соответствовало свое цветовое обозначение (Красный, Синий, Желтый, Черный и Белый).
Таким образом, Китайский восточный календарь образовался в результате соединения двенадцатеричных циклов, каждый год которого был назван по имени животного, с десятеричным циклом "стихий" (пять стихий и соответствующие им два циклических знака как символы мужского и женского начала). Это объясняет тот факт, что в китайском календаре проходят годы разных животных, но принадлежащие к одной стихии.
Подобная цикличность, кратная шестидесяти распространялась на счет месяцев, недель и времени суток в Древнем Китае. Сутки делились на двенадцать двойных часов, каждому часу соответствует свое животное из китайского зодиака. Аналогично определялись месяцы. В календаре каждая из двух составляющих используется последовательно.
Так же, как и иудейский календарь, китайский представляет собой солнечно-лунный комбинированный цикл, поэтому оба календаря имеют много общего: в обычном году у них 12 месяцев, а в високосном - 13. Обычный год состоит из 353, 354 или 355 дней, а високосный - из 383, 384 или 385 дней. Новолунием считается первый день месяца. В китайском календаре новолуние наступает при полном соединении с солнцем, в то время как у иудеев и в исламе - при появлении видимого серпа луны.
День разделен на 12 частей, которые равны обычным двум часам времени. Китайцы свои часы делили на части, которые называли "ке". Каждое ке состоит из 100 "минут", а каждая "минута" состоит из 100 "секунд". Сутки были просто разделены на две части по 6 часов каждая "ночь" и "день". Началом суток было принято считать полночь.
Из истории китайского календаря
В Китае календарь считался священным документом, который поддерживался правящим императором. В течении более чем двух тысячелетий департамент астрономии проводил наблюдения, делал расчеты будущих астрономических событий, а также составлял астрологические предсказания. Помимо этого, удачный календарь применялся не только в практических целях, но и выступал в качестве подтверждения согласия между империей и небом.
Несмотря на то, что эры вели счет от начала правления каждого нового императора, во власти Императора было объявить начало очередной новой эры в произвольном порядке, которая приходилась на время его правления. Такие шаги предпринимались для восстановления нарушенной связи между землей и небом, которую олицетворял император. Новая эра могла также свидетельствовать также о смерти императора, неверных предсказаниях астрономов или о стихийных бедствиях. В случае неверных астрономических предсказаний новая эра могла отмечать введение новой календарной или астрономической модели.
Позже китайский способ времяисчисления попал в Японию. Созданный цикл просуществовал в Китае вплоть до прихода миссионеров, который произошел в XVII столетии. Один из них, будучи сведущим в астрономии, показал китайцам, как ведется европейское летоисчисление. Система была одобрена и принята китайскими учеными, так в Китае сутки стали делится не на 12, а на 24 часа, а в каждом часе и минуте стало по 60, а не 100 минут и секунд соответственно.
Официально григорианский календарь был признан в Китае только в 1911 году.
Популярные новости
©2009-2022, пользовательское соглашение :: контакты